Философия смерти

Введение психоаналитический страх умирающий Причина и корни страха смерти биологически и культурально детерминированы. С точки зрения сохранения человеческого рода, страх смерти способствует уменьшению случаев неоправданного риска и преждевременной смерти. -- это часть человеческой конституции, необходимая для существования индивида. С одной стороны, страх смерти -- генетически детерминированный инстинкт, а с другой -- плод религиозного и культурального мировоззрения. Показательно формирование страха смерти у греческого философа Эпикура, описание которой мы находим у А. Сын бедного афинского переселенца, Эпикур провел детство на острове Самос, родине Пифагора. Его мать была заклинательницей злых духов. С детства Эпикур сопровождал мать, когда она ходила по домам, воюя с демонами. Все детство его сопровождал ужас от постоянной близости чего-то зловещего и страх смерти.

СТРАХ СМЕРТИ

Рассказать Рекомендовать Рождение и смерть — граничные рамки жизни каждого существа на планете. Это две сестры, дополняющие друг друга, две половинки целого, которые постоянно соприкасаются и взаимодействуют. Каждая является стартом чего-то нового, одновременно обе символизируют завершение ещё одного цикла бытия. И если с рождением у нас ассоциируются только приятные и радостные моменты, то конец жизни, приближающийся ежедневно, страшит и пугает неизвестностью.

Что такое смерть человека? Мир устроен так, что все живущие в нём существа проходят через несколько этапов:

Великий утешитель Толстой говорит полуправду: страх смерти обратно пропорционален хорошей жизни. Не в страхе смерти, но в страхе исчезнуть совершенно признается Лермонтов. Русская философия: особенности и.

Проблема продления жизни и бессмертия наиболее остро выступает на рубеже третьего тысячелетия. В поиске решения этого глобального общечеловеческого вопроса задействован научный потенциал многих стран мира, ведутся разработки в области медицины. В поиске решения этого глобального общечеловеческого вопроса задействован научный потенциал многих стран мира, ведутся разработки в области медицины, физиологии, генетики, а также модернизируются программы технической, экологической, социальной безопасности человечества.

Но, несмотря на частично успешные попытки продления жизни людей, проблема в целом остается неразрешенной, так как за кадром остается главное -"идеология смерти","теория смерти", пусть не подкрепленная фактами, но и не отвергаемая официальной наукой. Лучше признаться в том, что решение невозможно в принципе, но только не молчать, не прятаться за собственным страхом и отрицанием.

Здесь интересно отметить массовое увлечение людей учениями древних цивилизаций. Индия, Китай, Египет, Ассирия - источники знания, крупицы которого в последнее время стали интересны всем, пусть даже на любительском уровне. В поиске ответов на вечные вопросы, где официальная наука только пожимает плечами, где вековой опыт христианства уже не способен удовлетворить жажду неизвестного для воспитанных в духе"религиозного атеизма" поколений, которые жаждут веры в чудесное, но не находят для этого подспорья, древневосточные учения заняли свою нишу.

До прихода тибетских учений в Европу представления европейцев об источниках древней индийской мысли были самые отдаленные. Но впоследствии стало известно, что, несмотря на варварство и дикость архаичных времен, кладезь восточных космогоний и ритуалов отличается удивительной структурированностью, последовательностью и глубоким пониманием мира. Смерти и описанию последующих посмертных состояний здесь уделяется особое внимание.

Человек - единственное существо в природе, осознающее свою смерть. В отличие от развития естественнонаучных представлений о мире и человеке,"вопрос смерти" претерпевает обратно пропорциональное"сжатие":

Быстрая помощь студентам

Одни исследователи рассматривают страх смерти как источник всех негативных переживаний человека, другие, как неосознаваемый регулятор человеческого поведения, которое направлено на редуцирование этого страха. Следует отличать страх от тревоги. Страх — это эмоция, направленная на избегание, как правило, внешней реально существующей угрозы, это ожидание чего-то определенного, можно сказать, что страх предметен или ситуативен.

Тревога — это смутное чувство беспокойства или опасения, ожидание чего-то неопределенного. Выделяют также экзистенциальную тревогу, которая присуща только человеку, в отличие от страха и тревоги, которые могут испытывать и животные. Экзистенциальная тревога — ожидание постоянного присутствия в жизни непредвиденных событий.

Немецкий философ Артур Шопенгауэр, объявив о страдании как о типично Страх смерти не должен полностью заполнять душу и.

Взаимозависимость жизни и смерти Мысль о переплетенности жизни и смерти очень стара. Всему на свете приходит конец - это одна из жизненных истин, так же как и то, что мы боимся этого конца и должны жить с сознанием его неизбежности. Стоики говорили, что смерть - самое важное событие жизни и научиться хорошо жить - это значит научиться хорошо умирать.

Психологически смерть и жизнь переходят друг в друга. Нам достаточно и минуты размышлений, чтобы понять, что уже рождаясь, мы находимся в процессе умирания и в начале заложен конец. Практически каждый большой мыслитель думал и писал о смерти; многие приходили к заключению, что смерть - неотъемлимая часть жизни и, постоянно принимая ее в расчет, мы обогащаем жизнь.

Смерть: страх и явь

Они не сомневались в том, что человеческое тело является смертным. Но то, что происходит после смерти с душой, всегда оставалось загадкой для древних философов. Последователи великого Платона пытались отыскать доказательства смертности или бессмертия души между двумя основными доводами. Они предполагали, что или душа существует вечно, или сознание является припоминанием жизненного опыта.

Что касается последователей Аристотеля, то они верили в божественное начало мира. Интересно, что киники весьма презрительно относились к явлению смерти.

В чем же состояла философия удовольствия Эпикура три вида страха: страх перед природой, перед богами и перед смертью. Страх.

Страх смерти в психоаналитической теории, экзистенциальном направлении философии Психологические аспекты истоков формирования как патологического, так и непатологического страха смерти изучались многими психиатрами, психологами и психотерапевтами. Наиболее интересны и имеют большое значение для терапии страха смерти и умирания следующие концепции. Фрейд в научных трудах до г.

Помимо инстинкта любви Эроса , Фрейд ввел понятие инстинкта смерти Танатоса. По его мнению, борьба между этими силами и лежит в основе психической деятельности человека. Этой точки зрения Фрейд придерживался до конца жизни. Проблемы танатологии были чрезвычайно актуальны для ученого. Из воспоминаний современников, коллег и биографов известно, что он сам страдал танатофобией. Дважды он даже терял сознание и падал со стула только потому, что кто-то говорил о мумиях в Египте.

Страх смерти обратно пропорционален хорошей жизни

Смерть человека — сложнейший предмет философского осмысления. Эта проблема, как известно, является вечной для классической философии. Впервые ее поставил легендарный Сократ, принимая на суде судьбоносное для себя и отчасти для всей будущей европейской философской мысли решение — умереть, но не посрамить своей чести и гражданского достоинства. Платон увидел в смерти Сократа великий смысл. Платон, передавая слова Сократа, писал: Чтобы философски познать смысл человеческой жизни, говорят современные ученые-патологоанатомы, необходимо прежде всего понять смысл смерти.

Советский атеизм пытался ввести всякий страх, включая и страх смерти, . на языке индийской философии как учение об однократной реинкарнации.

Человек, при жизни признанный гением, вплоть до последнего вздоха верил в собственное физическое бессмертие. Простые смертные не любят думать и не любят говорить о смерти. Великие, напротив, говорят о смерти легко, ибо живут с сознанием собственного бессмертия. Мудрый Кант, вопреки своему обыкновению, лапидарен и безжалостен: Великий утешитель Толстой говорит полуправду: Между тем праведная жизнь может быть не обеспечена духовным капиталом или хорошим потомством.

Гений банальности Горький верен себе: На наш взгляд, безумно о смерти не думать. Ибо лишь животное не помышляет о конечности своего существования. Так или иначе наравне с культурной традицией, которая поощряет размышления о смерти, существует традиция, которая табуирует мысль о смерти. От древних дошли до нас два простеньких, но хороших совета. Позицию не думать о смерти, как ни странно, разделяют Ларошфуко и Томас Манн.

Идея смерти в культур философской ретроспективе

Страх смерти в психотерапевтической практике О смерти Описываемый ниже диалог демонстрирует способ вытеснения в бессознательное страха смерти. В один прекрасный день терапевт сталкивается с клиентом, который предъявляет повышенные требования к состоянию своего здоровья. В повседневной жизни немедицинским аналогом такого отношения к себе и окружающему является чересчур идеализированные представления о том, каких социальных высот должна достигнуть столь выдающаяся личность.

Такому клиенту задаётся вопрос:

И хотя философия стремится подменить его какимнибудь идеалом или Но какое вообще значение имеет философия, если страх смерти ничего не.

Первым философом, высказавшим идею о том, что только знания ведут нас к обретению свободы от страхов, стал Эпикур. По крайней мере, он первый оставил об этом запись в анналах. Великий Платон выдвинул другую идею. По его мнению, обладание чем-то порождает страх это что-то потерять. Платон считал, что человек, исполненный мужества, и трус боятся разных вещей. По Платону стремящийся к наживе индивид всегда живет в страхе.

Он и стремится-то разбогатеть, закрепиться, утвердиться на земле и в обществе из страха потеряться в нем и пропасть. Философ называл страх отцом лжи. Аристотель раскрыл другой аспект появления страхов. Он считал первопричиной нарушение в межличностных отношениях в окружающей среде:

Проблема смерти в философском осмыслении.

В редком произведении искусства не чувствуется глубоко прячущийся обычно в человеческой душе страх перед смертью. Как и любовь, смерть — одна из основных тем искусства. Существование многочисленных изображений и описаний распятия Христа и интерес, проявляемый к ним и в современном, светском обществе, невозможно объяснить только религиозными мотивами. Это не чисто религиозный сюжет, в нем определенно звучит также ужас, охватывающий человека при мысли о смерти. Этот ужас иногда доходит до того, что человек, остающийся во всех других отношениях вполне"разумным животным", может отказываться от своего жестокого разума, когда тот предрекает конец жизни.

В философии Шопенгауэр видит некое «противоядие», извлеченное . Таким образом, с точки зрения метафизической страх смерти.

Свободно и достойно отказавшись от сопротивления, он обретает возможность жить в реальном мире. Иногда люди отказываются от себя, они стараются убежать от реальности. Но можно, приняв этот страх, обуздать его, сделать своим союзником. Именно преодоление, а не отрицание страха смерти открывает перспективу осмысленной, полноценной жизни.

Чувство страха знакомо всем. Но, решаясь мыслить последовательно и смело, мы приходим к выводу о том, что обречены на незнание того, что с нами произойдет.

Философия о смерти и умирании